Пятница, 03.05.2024, 14:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Ищенко Ксения

Меню сайта
Фотоальбом

Статья

Ищенко К.С. 
Применение интерактивных технологий на уроках биологии 

      Характерной чертой современной педагогической науки является поиск и разработка новых образовательных технологий, направленных на развитие творческих способностей учащихся, способствующих их самореализации. Важнейшей составляющей педагогического процесса при таком подходе становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности: учителя и ученика. В связи с этим учителя апробируют в учебном процессе различные инновационные технологии, исследуют их эффективность. 
      Одна из инновационных технологий, направленная на организацию личностно-мотивированной познавательной деятельности учащихся, основанная на диалогическом общении - это интерактивная технология обучения.
      Термин «интерактивность» произошел от английских слов «Inter» и «act» и означает «взаимодействие». Интерактивность в обучении понимается современными исследователями как нахождение в постоянном, активном взаимодействии, в режиме диалога, общего действия всех участников процесса обучения. 
      Мы понимаем под интерактивным обучением специальную форму организации познавательной деятельности, при которой все учащиеся активно вовлекаются в процесс познания, между ними, в ходе многосторонних коммуникаций, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности, что существенно влияет на эффективность восприятия материала и формирование личностных качеств субъектов обучения. 
      Различные аспекты применения интерактивных методов и технологий в обучении рассмотрены в педагогических и психологических трудах ученых. Так, В.П. Беспалько, А.И. Богомолов, А.Г. Молибог и др. определили эффективность использования интерактивных технологий в обучении, в работах Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, Е.Н. Волковой, Н.Суворова и др. выявлено значение интерактивного обучения для социального становления личности. 
      Исследователи считают, что главной особенностью интерактивных технологий является вынужденная интеллектуальная активность, так как сама технология учебного процесса активизирует мышление его участников независимо от их желания. Вовлекаясь в интерактивную деятельность, учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы. 
      Таким образом, интерактивное обучение в школе предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между учителем и учащимися, а также между самими учениками, причем возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик – группа учеником» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учеников – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д. 
      Психологи отмечают важность взаимодействия обучающихся друг с другом, поскольку консультирование друг друга, проводимое самими учениками или взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний. В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают, 26% от того, что слышат, 30% от того, что видят, 50% от того, что они видят и слышат, 70% от того, что они обсуждают с другими, 80% от того, что основано на личном опыте, 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время как делают и 95% от того, чему они обучают сами. Исходя из этого интерактивное обучение, связанное с обсуждением материала, обучением учениками друг друга является наиболее продуктивным с точки зрения усвоения и запоминания учебного материала. 
      Во время педагогической практики мы разработали и провели ряд уроков с применением интерактивных технологий по теме «Кровь. Кровообращение» в разделе «Человек», который изучается в 8 классе. Нами использовались технологии: обучаясь – учусь, взаимообучение, работа в малых группах, в сменных парах и др., в том числе с применением компьютерной техники. На уроках учащиеся самостоятельно работали в парах, в группах сменного состава с различными источниками информации, консультировали и обучали друг друга, готовили сообщения. 
      В результате проведения уроков по этой теме мы сделали вывод о том, что применение интерактивных технологий обучения повлияло не только на успешное усвоение материала, что выразилось в увеличении хороших и отличных оценок, но и на отношение учащихся к предмету. Наблюдение за работой учеников на уроке показало, что в процессе использования интерактивных технологий изменяется психологический климат на уроке. Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Ученик при этом испытывает ощущение успешности. 
      Однако использование интерактивных технологий значительно увеличивает время, необходимое учителю для подготовки к занятию, поскольку требуется переструктурирование содержания материала, продумывание организации процесса обучения, раздаточного материала и т.д. 
      Таким образом, интерактивные технологии в практике школьного обучения биологии требуют дальнейшей разработки и использования специальных форм организации познавательной деятельности, как процесса многосторонней, интенсивной коммуникации, создания благоприятной, позитивной психологической обстановки в процессе обучения, а также изменения характера деятельности учителя на более активную и партнерскую по отношению к обучающимся. 


Литература: 
1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия – Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004.-216с. Стр.18 
2. Klippert H. Communications – Training, Weinheim und Basel, 1999 
3. Николаев А.И., Лисин Б.К. Инновационная культура как культура перемен // Инновации, 2002 № 2 - 3 с. 85 - 87. 
4. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Григальчик Е.К. и др. – Мн., 2003 стр.10 
5. Пометун О. Энциклопедия интерактивного обучения. – Киев, 2007.-117с. 
6. Рыбакова Т. Психологический потенциал интерактивных методов // Высшее образование в России. – 2004 - № 12 с. 41-44.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Внеклассное мероприятие

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz