Меню сайта
Проект
Фотоальбом
|
Урок "Строение семян"Тема урока "СТРОЕНИЕ СЕМЯН” Цель: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений. Тип урока: комбинированный. Задачи: Образовательные: · раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений; · дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян однодольных и двудольных растений. · развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их; · формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян; · развивать умение работать с учебником. Развивающие: · развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать; · развивать наблюдательность, речь учащихся. Воспитательная: · продолжить формирование научного мировоззрения. · Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока. Методы 1. Словесные: рассказ, объяснение, беседа. 2. Наглядные: демонстрация таблицы "Строение семени”, мультимедийная презентация. 3. Практические: наблюдение. Методические приемы: 1. Логические: анализ, сравнение, синтез, обобщение. 2. Организационные: фронтальная работа преподавателя с классом и самостоятельная работа учащихся. 3. Технические: прикрепление таблицы "Строение семени” к доске, установка проектора, раздача лабораторного материала и оборудования. Оборудование: 1. Натуральная наглядность: семена гороха, фасоли, подсолнечника, тыквы, пшеницы, кукурузы (сухие и набухшие), препаровальные иглы, лупа. 2. Изобразительная наглядность: таблица "Строение семени”. 3. Технические и мультимедийные средства: мультимедийная презентация. Формируемые понятия: · двудольное растение · однодольное растение · семядоля · эндосперм · зародыш · семенная кожура · семяножка · микропиле Развиваемые понятия: · околоплодник · семенная кожура Литература: Для учителя: а) Белов И.Г., Корчагина В.А. «Уроки ботаники в 5-6 классах», М., «Просвещение», 1974г. б) Кузнецова В.И., «Уроки ботаники», М., «Просвещение», 1985г. в) Рохлов В., Теремов А., Петросова Р., «Занимательная ботаника», М., «Аст-Пресс», 2002г. Для учеников: а) Рохлов В., Теремов А., Петросова Р., «Занимательная ботаника», М., «Аст-Пресс», 2002г. б) Дмитрива Т.А., Гуленков С.И. и др., «1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии для школьников», М., «Дрофа», 1999г. Ход урока. I. Организация учащихся. Добрый день ребята! Можете садиться. Прошу дежурного написать на листке список отсутствующих и передать мне. II. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним: · какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название? · Какие жизненныеформы растений вы знаете? · Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека? А теперь откройте свои тетради и покажите мне таблицу, которую вы должны были заполнить дома.
III. Подготовка к восприятию нового материала. а) Актуализация знаний. Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся со всеми его частями и органами. б) Мотивация. - Как же появляются молодые растения? Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они сеют? Конечно же, семена. (слайд 1) В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. (слайд 2) Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение. Итак, тема сегодняшнего урока «Строение семян». (слайд 3) Запишите в тетради тему урока. Чтобы лучше узнать о строении семян, мы выполним лабораторную работу. Лабораторная работа "Строение семян двудольных и однодольных растений». Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени фасоли и зерновки пшеницы. Оборудование: Ход работы. Инструктивная карточка с. 87-88 учебника. 1). Внешнее и внутреннее строение семени фасоли. Учитель. а) Заглянем внутрь семени? Возьмем семя покрупнее, например, семя фасоли. Давайте рассмотрим его с разных сторон. С одной стороны оно имеет вогнутую поверхность. Теперь рассмотрим другие сухие и набухшие семена фасоли. Ребята, измерьте длину и ширину набухших и сухих семян. Какие семена больше — набухшие или сухие? Чем вы это можете объяснить? б) Найдите у семян рубчик. Рубчиком называют след от места прикрепления семени к плоду. Обратите внимание на микропиле (или семявход). Зачем нужен семявход? (слайд 4) в) Препаровальным ножом сделайте надрез на выпуклой стороне набухшего семени фасоли и снимите кожицу. Попробуйте то же самое проделать с сухими семенами. В каком случае и почему кожура снимается легче? Рассмотрите семенную кожуру и убедитесь что она плотная. Каково значение кожуры в жизни семени? г) Разделите семя на две части. Под семенной кожурой находятся две семядоли и зародыш. (слайд 5) — Рассмотрите внешний вид зародыша. Найдите зародышевый корешок, стебелек и почечку. — Зачем зародыш фасоли имеет две семядоли? Зарисуйте семя фасоли. (слайд 6) В ы в од: семя фасоли покрыто семенной кожурой и имеет две семядоли, содержащие запас питательных веществ и зародыш, который состоит из трех частей: стебелька, почечки и корешка. 2). Внешнее и внутреннее строение зерновки пшеницы. а) А сейчас возьмем сухую и набухшую зерновки пшеницы. Чем они отличаются? Рассмотрите их форму и окраску. б) Попробуйте препаровальной иглой снять стенку плода с набухшей зерновки. Легко ли это сделать? Почему? Найдите семявход. (Показ частей зерновки по слайду 7, учащиеся находят их на семенах). в) разрежьте зерновку вдоль: - найдите эндосперм. Клетки эндосперма заполнены питательными веществами; - найдите зародыш, с помощью лупы рассмотрите его органы: зародышевый корешок, стебелек, почечку и семядолю. (Показ частей зародыша по слайду 7, учащиеся находят их на семенах.) г) Сделайте рисунок в тетради. 3). Рассказ учителя об однодольных (слайд 8) и двудольных растениях (слайд 9). Все цветковые растения делятся на два крупных класса: однодольные и двудольные. Среди однодольных растений вы можете встретить… а среди двудольных… (слайды) IV. Закрепление полученных знаний. А теперь, ребята, давайте сравним семя фасоли с семенем зерновки пшеницы. Итак, что же у них общего? (Общее в строении семени фасоли и пшеницы то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш). А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура у однодольных срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить). V. Домашнее задание. Параграф 18 и вопросы к нему. |
Конспекты уроков
Научная статья
|
||||||||||